Взлёт к вершинам славы и мастерства

Стремительный путь хора к вершинам славы и мастерства (1945-1964).

В 50-х годах прошлого века популярность Воронежского хора не знала пределов. Коллектив дал несколько тысяч концертов в 200 городах Советского Союза. Слава о нем гремела от Мурманска до Новороссийска и от Севастополя доБарнаула. Хор побывал в Грузии, Украине, странах Прибалтики. В 1951 году хор впервые посетил зарубежные страны, в которых располагался контингент Советской Армии, объехав с гастролями Румынию, Венгрию и Австрию.

Радиотрансляции концертов Воронежского хора осуществлялись как на весь Советский Союз, так и страны народной демократии. В Москве, где хор был желанным частым гостем, им в общей сложности было записано около трехсот песен на грампластинки и для фондов радио. Артисты снялись в двух популярных цветных фильмах: «Песни родной стороны» и «Большой концерт». Заслуги творческих руководителей и ведущих исполнителей хора были неоднократно отмечены присвоением почетных званий и вручением орденов и медалей. Славу и гордость хора составляют его «звезды» – ведущие солистки, певицы, заслуженные, а впоследствии народные артисты Мария Мордасова, Юлия Золотарева (лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве), заслуженная артистка РСФСР Евдокия Осипова. Воронежские певцы, танцоры, музыканты – вчерашние участники самодеятельности – усилиями художественного руководства хора становятся высокими профессионалами.

В 50-х годах прошлого столетия художественный руководитель Воронежского хора К.И. Массалитинов вступает в пору расцвета творческих сил.Он много и плодотворно работает. Под его руководством обновляется репертуар коллектива. Расширяется раздел народных песен, разрастается раздел музыки советских композиторов. Значительное место в репертуаре хора занимают произведения, написанные самим Массалитиновым. В первые годы существования хора он был поглощен подготовкой репертуара, концертными выступлениями, гастрольными поездками и мало занимался сочинением музыки. Но в 50-е годы, помимо многочисленных обработок главным образом современных песен Воронежской области, композитор создал немало своих произведений. По его инициативе Воронежский хор обратился к русской классической музыке, и в программу были включены хоры из оперных произведений Бородина, Серова, Танеева. Все это свидетельствовало о широком диапазоне исполнительских возможностей Воронежского хора, о росте его мастерства и музыкальной культуры. Массалитинов находится, по его словам, «в поиске новых масштабных форм исполнения на сцене русских народных песен». К декаде профессионального и самодеятельного искусства орденоносной Воронежской области в Москве, проходившей в 1958 году, хор создает сюиту «Край родной», задуманную как широкое полотно из народной жизни. Сюита включала в себя объединенные единой сюжетной линией развернутые хоровые и сольные эпизоды, художественное чтение, хореографические интермедии. В течение всей декады Воронежский хор и сюита «Край родной» были центром внимания общественности, получали восторженные отклики. А после декады коллектив отправился в концертную поездку по городам России, Белоруссии и Прибалтики, где исполнил сюиту более 200 раз.

В середине 50-х в Воронежском хоре родилась легендарная песня «Ой, мороз, мороз». Солисты Мария Морозова и Александр Уваров исполняли ее в концертах на бис по 3-4 раза. Слова и напев сложила М.Морозова по мотивам народной песни Воронежской области, а музыкальную обработку осуществил руководитель оркестровой группы П.И. Шматько. Первый международный успех пришел в 1959 году на VII Венском фестивале молодежи и студентов, где хор завоевал золотую и серебряную медали. Помимо этих достижений хор многократно становился лауреатом всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Однако главной задачей коллектива художественный руководитель считал не получение наград и премий, а беззаветное служение людям труда. Во время гастрольных поездок на село хор обогащал свой репертуар новыми произведениями, оказывал большую поддержку самодеятельным коллективам, собирал на своих выступлениях, зачастую перерастающих в народные гуляния, «сельскую улицу» тысячи зрителей. Концертируя с хором, К.И. Массалитинов вынашивал творческий замысел написать большое музыкально-драматическое произведение о жизни современного села. В итоге в 1961 году состоялась премьера первой народной оперы-песни (по определению Массалитинова) «Земля поет».