Международное признание

Всенародная любовь, международная слава. Воронежская песня – посол мира на 3-х континентах (1964-1983).

С 1964 по 1968 годы художественное руководство хором осуществлял композитор Федор Иванович Маслов. В этот период была подготовлена обновленная концертная программа. Хор много ездил по стране, несколько раз выступал в Москве, побывал в городах Средней Азии, Украины и Сибири. Воронежский хор был удостоен Диплома лауреата на Всесоюзном смотре художественных коллективов, посвященном 50-летию Советского государства.

В 1968 году в хор в качестве главного балетмейстера вернулся Михаил Степанович Чернышов. По его приглашению художественным руководителем хора с 1968 по 1973 годы становится Андрей Петрович Мистюков, который ранее работал в коллективе главным хормейстером. В то время для профессиональных и самодеятельных народных хоров актуальным было сохранить свою творческую индивидуальность, не становиться похожими друг на друга, крепче держать связь с фольклорными традициями своего родного края. Созданная под руководством М.С. Чернышова программа, с которой Воронежский хор выступал на лучших сценических площадках мира, в крупных городах Советского Союза и у себя в районах области, вновь насыщена воронежским колоритом – в манере исполнения, в песнях, в танцах, в костюмах. Новые сценические костюмы для хора создала художник по костюмам Полина Короткова. Ей удалось придумать тот визуальный образ воронежской певицы, который в наши дни является своеобразным брендом коллектива, тиражируется в афишах, постерах, сувенирной продукции.

За развитие народного музыкального искусства в 1968 году хор был удостоен Почетной грамоты Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1969 году за заслуги в деле сохранения и пропаганды народного творчества хор получил почетное звание лауреата премии имени Василия Кубанева Воронежского обкома ВЛКСМ.

В 70-х годах Воронежский хор непрерывно давал концерты по стране и за рубежом. Гастрольные маршруты коллектива пролегали от Прибалтики до Камчатки, от Мурманска до Средней Азии. Хор побывал с концертами в самых отдаленных регионах необъятной страны, почти на всех ударных Всесоюзных стройках. Группа артистов выезжала в Сибирь на строительство БАМа. Неоднократно хор давал отчетные концерты для столичной публики. В 1973 году артисты хора принимали участие в съемках фильма «Эта веселая планета».

С 1971 по 1979 годы директором хора работал Валентин Константинович Коноплин, театровед, журналист, общественный деятель. Он сумел поднять престиж хора на международный уровень. В годы его руководства хор объездил с гастролями полмира. Воронежские артисты стали посланниками мира и дружбы между народами 3-х континентов. В составе делегаций Советского Союза они выступали на международных фольклорных фестивалях в Ирландии, Японии, Ливане. С гастролями посетили Мальту, Турцию, Индию, Германию, Польшу, Чехословакию, Францию, Италию и др. страны.

Академический хор – эталон певческого наследия русского народа (1983-2000).

Новый импульс развития Воронежский хор получил с приходом в творческое руководство Вячеслава Николаевича Помельникова. С 1983 года народный артист РФ, профессор В.Н. Помельников – бессменный художественный руководитель Воронежского хора. Одаренный музыкант, композитор, дирижер, педагог В.Н. Помельников сумел поднять исполнительский уровень коллектива на новую высоту.

На работу в хор худрук пригласил главного хормейстера Владимира Александровича Капаева (ныне заслуженный деятель искусств РФ В.А. Капаев является художественным руководителем государственного ансамбля казачьей песни «Криница», г. Краснодар) и главного балетмейстера Юрия Васильевича Копытина (в наши дни заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии правительства РФ в области культуры). Благодаря творческим замыслам нового руководства расширилась репертуарная палитра: в программу были включены произведения по мотивам народного музыкального и танцевального фольклора всего Центрального Черноземья. Каждое выступление выстраивалось по законам театральной драматургии как яркое народное действо. Воронежцы с большим успехом выступали на Всероссийских смотрах русских народных хоров, которые проходили в 1983 и 1984 годах.

Созданная в хоре новая концертная программа восторженно принималась зрителями, получила высокую оценку у руководства Воронежской области и Министерства культуры СССР. За большие заслуги в развитии музыкального профессионального искусства в 1986 году Государственный Воронежский русский народный хор был удостоен почетного звания «академический».

В 1987 году хор выпустил фильм-концерт, показ которого прошел на Центральном телевидении. Годом позже состоялась запись для фондов всесоюзного радио.

В 1989 году на должность главного хормейстера в Воронежский хор поступил Федор Анатольевич Андреев. Продолжилась работа с творческим наследием М.Е. Пятницкого. Зазвучали в обработке Ф.А. Андреева и В.Н. Помельникова произведения из его сборника «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)».

Вплоть до середины 90-х годов прошлого века Воронежский хор активно гастролировал по стране и миру, побывал в Германской Демократической Республике, Польской Народной Республике, в Тунисе, Алжире, на острове Куба. Были гастроли в Чехословакию, Португалию, Италию, Тайвань, Англию, Америку, Испанию, страны ближнего зарубежья. Восемь месяцев в году артисты давали концерты вдали от дома, а вернувшись, выступали перед сельскими тружениками районов Воронежской области. Регулярно проходили отчетные концерты хора в Москве в знаменитом концертном зале имени Чайковского. Побывав на одном из таких выступлений в 1997 году, главный эксперт Министерства культуры Владимир Охрамков высоким слогом охарактеризовал искусство Воронежского хора как своего рода эталон певческого наследия русского народа, ценное достояние национальной культуры России.

В годы перестройки, не имея возможности совершать дальние гастрольные поездки, Воронежский хор сосредоточил концертную деятельность в районах Воронежской, Белгородской, Липецкой и др. областей Черноземья. Несмотря на политические и экономические потрясения, произошедшие в стране на рубеже веков, коллектив Государственного академического Воронежского русского народного хора сумел сохранить свой творческий стиль, развить и приумножить традиции народности и духовности, заложенные его основателями.